Главная | Список статей | |
Призрак приходит на рассветеВ истории человечества нет и года, когда бы кто-то не сталкивался с призраками умерших, о чем свидетельствуют люди известные и не склонные к суевериям и глюкам. Последствия таких встреч с насельниками потустороннего мира порой весьма печальны: жертвы подобных «свиданий» седели, лишались дара речи от шока, даже умирали от ужаса. Но какое объяснение этим фактам, а главное, их обилию дает религия? Говорят, вот что было: в Афины по делам приехал на довольно длительное время древнегреческий философ Афинодор. Естественно, ему понадобилось жилище. Еще с тех пор, как люди начали нуждаться в крыше над головой, они искали возможность раздобыть ее как можно дешевле. В своих поисках Афинодор наткнулся на большой и удобный дом, предлагаемый за необыкновенно низкую арендную плату. Поговорив с соседями, он выяснил следующее: любого, кто пытался вселиться туда, отпугивало привидение ужасающего вида — скелет, скованный ржавыми цепями. Хватало одной встречи с призраком, чтобы жильцы сбегали. Но философ был не из слабонервных и вызов принял. Более того: когда привидение и впрямь появилось, он даже не подумал падать в обморок или убегать. Обнаружив это, скелет поманил храбреца за собой и отправился во двор, гремя цепями... Там он остановился, оглянулся на бесстрашно следующего за ним Афинодора и — исчез. Философ пометил место его исчезновения и на другой день испросил у властей разрешение исследовать грунт под каменной плитой, сквозь которую провалился призрак. Как свидетельствует Плиний-младший, там и были найдены человеческие кости вперемешку с ржавыми цепями... Останки собрали и захоронили как положено, по религиозному обряду. Больше привидение в доме не появлялось никогда. Аналогичный пример и из нашего, причем недавнего, времени. История произошла с одной девушкой. Ей было 24 года, когда бесследно исчез ее бывший одноклассник. Летчик гражданской авиации, он регулярно совершал полеты на Север. В последний раз его видели в московском аэропорту садящимся в какую-то машину... Вскоре все и началось: вначале он явился своей молодой жене — она увидела его, проснувшись внезапно среди ночи, в кресле, где он любил проводить досуг за чтением газет. Когда женщина, сразу почувствовавшая в облике мужа «нечто жуткое», отчаянно закричала, видение исчезло. Зато начало появляться в других местах — в домах бывших одноклассников... Она-то и разглядела, что на виске у привидения зияет глубокая рана, а за его спиной словно бы маячит какой-то лес... После этого бывшие одноклассники, скинувшись, наняли в частном порядке добровольцев, взявшихся прочесать лесистый участок между аэропортом и пригородом. Так был найден труп несчастного парня, душа которого не в силах была успокоиться, пока тело не погребли по-христиански. Исторические документы о привидениях содержат множество свидетельств, подтверждающих, что перед нами — одна из причин, по которой люди становятся призраками. Если человек злодейски убит и закопан где-нибудь преступником, а то и просто брошен в укромном месте, очень велика вероятность, что душа его не найдет покоя до тех пор, пока не состоятся похороны в соответствии с тем обрядом, который предусмотрен его религией. Это касается и тех, кто умер записным материалистом и схоронен вообще без обряда или, скажем, под ружейные залпы, как это происходило с военными чинами... Не беспричинно же именно в семьях военных так часто являются родственникам их умершие генералы! Только в одном из центральных приходов Москвы за 1997 год зафиксировано девять таких случаев. Как же помочь себе, а главное душе, не способной успокоиться самостоятельно? Ведь очень многие из упомянутых умерших покинули наш мир не просто атеистами, но и некрещеными — вопреки тому, что именно православие было религией их предков. В отличие от всех остальных религий, конфессий и учений христианство — единственное — предлагает выход из, казалось бы, безнадежной ситуации. Потому что и у католиков, и у протестантов, и у православных, и у униатов есть не только специальная молитва за людей, умерших некрещеными, но и целый канон — святому мученику Уару. Именно к нему (можно и своими словами) предлагается обращаться, отмаливая нераскаявшегося атеиста, к тому же некрещеного. Причем в домашней молитве. Единственное условие: в конце моления просьба к Господу простить и молящегося тоже за то, что просит он за некрещеную душу... При каких же еще условиях не находят упокоения наши души? Молодая женщина Анна Гриффит, жившая в Англии во времена Елизаветы I, выросла в родовом поместье Бертон Агнес Холл (графство Йоркшир). Там она в детстве играла со своими сестрами, а повзрослев, принимала кавалеров. Там же и умерла совсем молодой от какой-то неведомой болезни. Лежа на смертном одре, Анна заставила своих сестер торжественно поклясться, что после смерти ее голову отделят от туловища и будут вечно хранить в доме... Перечить ей не стали, решив, что девушка бредит, но слово не сдержали. Тело погребли в фамильном склепе. Ровно на девятый день после похорон глубокой ночью стены буквально всего поместья затряслись от громких и жалобных стонов, звучавших вперемешку с диким хохотом. Все мужчины, ночевавшие в доме, повскакивали с кроватей и, выхватив шпаги, кинулись искать источник ужасающих звуков. Тщетно! На следующую ночь кошмар повторился. И пошло-поехало... Жить в доме стало невозможно. Тут только сестры вспомнили о своем невыполненном обещании. И как ни трудно было это сделать, наутро семейство, пригласив с собой викария, спустилось в склеп. Гроб вскрыли... Каков же был ужас присутствовавших при этом людей, когда они обнаружили, что Анна сама выполнила страшную работу: голова была отделена от тела и успела уже превратиться в голый череп! Сестры покорно отнесли его в дом и с особой заботой поместили в гостиной. Стоит ли говорить, что с того момента поместье вновь стало спокойным? Череп Анны Гриффит находится там, куда его водрузили ее сестры, и по сей день: один из популярных туристических маршрутов по Великобритании включает в себя этот дом, сохранившийся до наших дней. И желающие могут лицезреть вещественное назидание. Свыше — для тех, у кого не хватает священного трепета и уважения к предсмертным просьбам своих близких. А то, что именно неуважение к последним желаниям умирающих, какими бы странными или, напротив, пустячными они ни казались, может помешать человеческой душе покинуть наш мир, подтверждают не только средневековые события. В одном из питерских приходов произошло следующее. К священнику, заливаясь слезами, пришла старушка, полгода назад похоронившая мужа. И хотя все сделали, по ее словам, как положено, включая заказанный сорокоуст, поминки на 9-й и 40-й день, муж почему-то не успокоился. Вроде бы и грехов-то особых за ним не водилось (считается, что грешники тоже часто становятся призраками и, пока их не отмолят близкие, годами пугают своим явлением окружающих), а вот поди ж ты!.. Священник расспрашивал бабку очень долго, прежде чем убедился, что она говорит правду: с точки зрения религии все действительно было сделано как надо. И лишь в последнюю очередь справился: не выражал ли покойный перед смертью каких-либо желаний? Тем более что, постоянно являясь из ночи в ночь своей жене, он почему-то осуждающе качал головой... Бабка вдруг замялась, смутилась и, наконец, не решившись солгать священнику, призналась: да, было одно желание, но совсем пустячное! Перед самой смертью дед попросил жену отдать их взрослому сыну старую, но «еще очень приличную» шубу из выдры, доставшуюся ему тоже по наследству. Он желал, чтобы эта шуба осталась от него сыну на память. Бабка пообещала, а когда дошло до дела, рассудила по-своему: на что сыну старая шуба? Носить все равно не станет, а ей она очень даже пригодится: например, укрываться поверх одеяла, если зимой будут плохо топить... Выслушав бабку, священник пожурил ее за жадность и неуважение к покойному и предложил отдать сыну шубу как можно скорее. Так она и сделала, после чего дедово привидение не являлось ей больше ни разу. Наконец, третий «разряд» призраков, связанный исключительно с тюрьмами. В Средние века в той же Англии очень ярким примером мог служить знаменитый лондонский Тауэр, в котором по многу лет содержались настоящие и вымышленные враги короны. Статистика свидетельствует, что призраками становились те из них, обвинения против которых были сфабрикованы и которые тем не менее нашли свою смерть среди мрачных толстостенных башен. Можно назвать призрак леди Джейн, сэра Уолтера Рейли, двух наследных принцев — Эдуарда и Ричарда... Но самый яркий пример связан с известнейшим лондонским призраком Анны Болейн — второй жены Генриха VIII и матери Елизаветы I. Несчастную обвинили в супружеской измене и кровосмешении, хотя, судя по всему, единственная ее вина сводилась к тому, что она надоела своему мужу... Так или иначе, но Анну Болейн казнили в мае 1536 года непосредственно в Тауэре, где она содержалась. После чего закопали под полом в одной из часовен. Но душа несчастной королевы не успокоилась! Множество раз ее видели на том месте, где совершилась казнь, или неподалеку от главной башни. Двое часовых умерли от страха, столкнувшись с обезглавленным призраком... Кошмар возобновлялся время от времени вплоть до начала XIX века. Однажды вполне атеистически настроенный офицер поздно ночью заметил яркое свечение, льющееся из окон часовни, которую он собственноручно запер еще на закате. Раздобыв приставную лестницу, офицер забрался по ней наверх, заглянул в окно — и чуть не свалился вниз от страха. Внутри он увидел целую свиту двора Тюдоров во главе с Анной. Жуткая процессия двигалась в сторону алтаря и, достигая его, постепенно словно уходила под пол... Через какое-то время офицер добился вскрытия пола часовни, и под плитами нашли останки королевы вместе с ее умерщвленной свитой: более сотни скелетов! После того как останки были перезахоронены с соответствующими королевскими почестями, призрак безвинно пострадавшей королевы навсегда исчез из Тауэра. Есть ли подобные случаи в нашем веке? Есть. Те, кому довелось побывать на печальных экскурсиях в Освенциме и других аналогичных местах, включая «законсервированные» сталинские лагеря, наверняка слышали о местных легендах. Повсеместно в таких регионах рассказывают о стонах, криках, плаче, проносящихся, словно порыв ветра, над давно опустевшими местами скорби и ужаса глубокими ночами, перед рассветом, когда тьма, как известно, наиболее густа и непроницаема... Так что есть не только глубокий, но и очень высокий гуманный смысл в деятельности тех людей, которые ищут братские могилы невинно расстрелянных, загубленных людей, заботясь об их достойном перезахоронении. А следовательно, и об упокоении душ тех, кто это, несомненно, заслужил. | |
В начало | Предыдущая | Следующая | Список статей | На главную |