Главная | Список статей | |
Мы на пороге открытия тайны жизни и смерти«Мне очень нравятся слова святого Августина, который сказал, что чудо противоречит не законам природы, а только нашим представлениям о нем», — сказала доктор исторических наук, профессор РГГУ Галина Ершова на пресс-конференции в «Интерфаксе», посвященной одной из самых волнующих загадок современности — проблеме удивительной сохранности тела ХII Пандидо хамбо-ламы Даши-Доржо Итигелова, хранящегося сегодня в Иволгинском дацане (Бурятия). 11 сентября 2002 года в полном соответствии с требованиями законодательства РФ — с разрешения родственников и в присутствии официальных лиц, представителей судебно-медицинской экспертизы и священнослужителей Буддистской традиционной сангхи России — в Иволгинском дацане состоялось вскрытие кедрового саркофага с телом хамбо-ламы Даши-Доржо Итигелова (1852 – 1927 гг.). Никто из присутствовавших не знал, что таится под деревянной крышкой. Большинство ожидали увидеть только разложившиеся останки. И можно понять то состояние шока, в который были повергнуты очевидцы вскрытия: тело ламы предстало перед ними... нет, не просто нетленным. Это тело можно было бы назвать живым. Если бы не одно обстоятельство: человек, которому оно принадлежало, давно умер... Тело оставалось в той самой позе лотоса, которую принял Итигелов, когда, медитируя, уходил из жизни. Представители судебно-медицинской экспертизы напрасно ожидали те самые 3 – 4 часа, за которые оно должно бы было превратиться в прах, как это обычно происходит в таких случаях. Их ожидания были тщетны. «Это тело живого человека!»«Оказалось, что в теле еще идут какие-то процессы, которые свойственны скорее живому человеку, чем мертвому, — говорит Галина Ершова. — Еще при извлечении тела был составлен акт судебно-медицинской экспертизы, где отмечались целостность кожного покрова, ногтей, волос, мягкость и эластичность тканей, подвижность суставов. Но такого не может быть по определению — ведь после смерти Итигелова прошло 75 лет! Это полностью противоречит всем представлениям о том, что должно быть и чего не должно быть с человеческим телом после смерти. При этом на теле нет никаких следов бальзамации, каких-то других консерваций, следов вскрытия. Это тело живого человека!» Тело Итигелова было облачено в шелковые одежды и обернуто шелковыми платками. В саркофаге было очень много соли. Считается, что соль вытягивает влагу. Но влага осталась... Не мумификация, не бальзамирование, не... Когда в 2002 году в прессе появилась первая информация об Итигелове, многим она показалась странной, непонятной. Одни восприняли это как полную чепуху, выдумку; другие просто отмахнулись — этого не может быть; третьи вообще не поняли важности этого факта — подумаешь, мумия! Мало ли что, вон в Египте тоже мумии есть... Однако специалисты сразу же заинтересовались этим явлением. В Бурятию отправилась экспедиция, которую возглавил доктор медицинских наук, профессор Виктор Звягин — величина мирового масштаба в такого рода экспертизах, заслуженный врач России, руководитель отдела идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы. По его учебникам учатся практически все судмедэксперты России, он участвовал в разгадке многих деликатных и интересных проблем — изучении останков знаменитого мореплавателя Витуса Беринга, идентификации останков членов царской семьи. Но и для этого маститого специалиста тело Итигелова стало необъяснимой загадкой: в его практике до сих пор ничего подобного не встречалось. Археологам и судмедэкспертам известно множество случаев необыкновенной сохранности тел. Как правило, эта сохранность обеспечивается путем бальзамирования — как, например, тела знаменитого хирурга Николая Пирогова или Ленина. Бывает, когда хорошо сохранившиеся тела находят в закрытых могилах при археологических раскопках. Однако когда могилу вскрывают, тело практически тут же рассыпается в прах. В торфяных болотах находят продубившиеся тела, в ледниках и вечной мерзлоте — вымороженные. Известно немало фактов обретения нетленных мощей христианских подвижников. Но случай с хамбо-ламой Итигеловым уникален. В мировой практике это единственный случай подобной сохранности тела. Это не мумификация, не бальзамирование и не сохранность в условиях вечной мерзлоты, а нечто иное, никому не известное состояние. Достоверно описанных аналогов в человеческой истории не существует. Конечно, история знает немало примеров, когда тела умерших прекрасно сохранялись на долгие годы — но обычно в таких случаях умерших мумифицировали специально. Как известно, больших успехов в этой области достигли древние египтяне. После смерти человека родственники несли его труп в храм, где проходил длительный ритуал бальзамирования. Все внутренние органы при этом убирались, а сердце погребали вместе с умершим в особом сосуде. Египетские мастера-бальзамировщики сначала извлекали через ноздри железным крючком мозг. Затем делали острым камнем разрез в паху и очищали брюшную полость от внутренностей. Наконец, наполняли чрево благовониями и на 70 дней клали тело в натровый щелок. После этого обвивали его повязкой из полотна и намазывали особым составом. Для бедняков существовал более простой и дешевый способ: в брюшную полость вливали сок редьки, после чего тело укладывали в натровый щелок на 70 дней. Мумифицированием тел занимались не только египтяне, но и южноамериканские индейцы, гуанчи (народ, некогда живший на Канарских островах) и скифы. В современной истории самым известным случаем бальзамирования является, безусловно, бальзамирование тела Владимира Ленина, которые было осуществлено в 1924 г. Борисом Збарским и Владимиром Воробьевым. Мумия, как мы и сейчас можем убедиться, удалась на славу. Ильич стал «живее всех живых». Историк Луис Фишер рассказывает, что когда в 30-х годах западные газеты стали писать, будто в Мавзолее «лежит не мумия, а восковая фигура», советские власти разрешили группе западных журналистов обозреть святыню. Профессор Збарский упомянул перед собравшимися о секретных процессах мумификации и предсказал, что тело останется в таком виде лет сто, затем открыл герметически запечатанную стеклянную витрину, ущипнул Ленина за нос и повернул его голову направо и налево. Позже советские специалисты из лаборатории при Мавзолее В. И. Ленина забальзамировали еще 7 тел (помимо тела Иосифа Сталина): лидера болгарских коммунистов Георгия Димитрова, главу монгольского правительства Чойбалсана, президента Чехословакии Клемента Готвальда, вьетнамского вождя Хо Ши Мина, ангольского лидера Агостиньо Нето, северокорейского диктатора Ким Ир Сена и президента Кооперативной Республики Гайана Линдона Форбса Бернхема. Но в силу разных причин большинство тел было все-таки захоронено. Из «действующих» мумий на сегодняшний день остались только Ленин, Хо Ши Мин и Ким Ир Сен. На территории бывшего СССР находится еще одна мумия — знаменитого хирурга Николая Ивановича Пирогова. Склеп с его мумией находится в подземелье церкви в городе Винница. Способ, которым был забальзамирован Пирогов, до сих пор неизвестен, но его тело сохранилось гораздо лучше, чем тело Ленина. Кстати, на бальзамирование тела Пирогова давал высочайшее разрешение Святейший Синод в Петербурге — случай в истории христианства уникальный. Церковь, учтя заслуги Пирогова как примерного христианина и всемирно известного ученого, разрешила не предавать тело земле, а оставить его нетленным, «дабы ученики и продолжатели благородных и богоугодных дел раба Божьего Н. И. Пирогова могли лицезреть его светлый облик». Сегодня существует особый способ мумификации, позволяющий очень долгое время сохранять тела и отдельные их фрагменты в идеальном состоянии. Это так называемая пластинация, изобретенная скандально известным доктором Хагенсом, который использует этот метод при создании экспонатов для своих выставок. Однако есть случаи, когда мумии были «изготовлены» без участия людей. В 1984 г. были обнаружены мумифицированные тела трех английских моряков на Арктическом побережье Канады. Проведя исследования, ученые установили, что лед, низкая температура воздуха и холодный ветер явились причиной того, что «природные» мумии выглядели как живые, только потерявшие сознание, люди. А ведь моряки погибли примерно 150 лет назад! Другая «нерукотворная» мумия — «ледяной человек», которого нашли в альпийских ледниках вблизи границы Италии и Австрии. Сохранить тело от разложения способен не только лед, но и болото. Это подтверждает мумия, найденная в 1950 г. в болотах на территории Дании. А обнаруженные в перуанских пустынях мумифицированные тела людей и животных свидетельствуют о том, что мумии прекрасно сохранялись даже при достаточно высокой температуре воздуха. Особое место в случаях «природной» мумификации занимают мощи. Наука, правда, объясняет образование нетленных мощей и высушиванием, как в Киево-Печерской лавре, и торфяным дублением при большой влажности и недостатке кислорода. Но порой тела не разлагаются и в совсем неподходящих условиях. На самом деле Пандита Хамбо-лама Даши-Доржо Итигилов ХII — не единственный «нетленный» буддист. Во дворе тхиенского храма Дау в 23 км от Ханоя вот уже 300 лет сидит в позе лотоса мумия настоятеля монастыря By Кхак Миня. Согласно легенде, к концу своих дней настоятель Минь, уединившись в небольшой часовне, погрузился в пост и молитву, разрешив ученикам прийти к нему лишь тогда, когда перестанет стучать его молитвенный барабан. Через сто дней Минь обратился к собравшимся перед ним монахам: «Пришло время покинуть мне этот мир. Когда мой дух отлетит от тела, повремените месяц. Если почувствуете запах тления — похороните меня, как положено по обряду. Если же тления не будет, оставьте меня здесь, чтобы я вечно возносил молитвы Будде!» После смерти By Кхак Миня гниения тела замечено не было. Монахи покрыли тело настоятеля серебряной краской, чтобы защитить его от насекомых, и оставили сидеть на небольшом возвышении в нише часовни. После обретения Вьетнамом независимости мумию настоятеля Миня подвергли рентгеновскому исследованию. Врачи увидели на экране контуры скелета и убедились, что перед ними действительно не статуя, а человеческое тело! Исследования показали: тело Миня не забальзамировано, внутренние органы и мозг остались нетронутыми. Тело сохранилось в условиях тропического Вьетнама, где влажность достигает ста процентов. При этом останки Миня не увлажнялись, а усыхали. Во время исследования в госпитале мумия весила всего 7 килограммов. А в одной из буддистских школ Японии существует даже способ «прижизненной мумификации». В IX веке монах Кукай основал эзотерическую школу Сингон. Одной из идей основателя школы была идея «Сокусин Дзёбуцу» — «стать буддой в собственном теле». Претворение этой идеи в жизнь (или в смерть?) требовало сложной подготовки. Вставший на этот путь подвижник после молений и медитаций приступал к финальному этапу своей жизни, который длился не менее тысячи дней. Условиями этого этапа были неподвижность, отрешенность, созерцание, особый режим дыхания. Диета представляла собой все уменьшающиеся порции еды, исключающие все питательные компоненты, такие, как крахмалистые вещества. Организм праведника переходил на потребление собственных тканей, и к концу фазы от человека оставались лишь кожа да кости. Труп помещался в сухие условия, чтобы ускорить высыхание оставшихся мягких тканей (никакой дополнительной обработке тело не подвергалось). Впрочем, не всем удавалось превратиться в нетленную мумию — многие умирали задолго до назначенного срока, и тело начинало разлагаться. Практика прижизненного мумифицирования получила распространение у адептов учения «сюгэндо» — «горного отшельничества». Мумии выставлялись в храмах, им поклонялись как воплощениям будд. Из наиболее известных личностей пытался самомумифицироваться монах Энку — скульптор, вырезавший из дерева более 5000 статуй будд, но потерпел неудачу. На самом деле Пандита Хамбо-лама Даши-Доржо Итигилов ХII — не единственный «нетленный» буддист. Во дворе тхиенского храма Дау в 23 км от Ханоя вот уже 300 лет сидит в позе лотоса мумия настоятеля монастыря By Кхак Миня. Согласно легенде, к концу своих дней настоятель Минь, уединившись в небольшой часовне, погрузился в пост и молитву, разрешив ученикам прийти к нему лишь тогда, когда перестанет стучать его молитвенный барабан. Через сто дней Минь обратился к собравшимся перед ним монахам: «Пришло время покинуть мне этот мир. Когда мой дух отлетит от тела, повремените месяц. Если почувствуете запах тления — похороните меня, как положено по обряду. Если же тления не будет, оставьте меня здесь, чтобы я вечно возносил молитвы Будде!» После смерти By Кхак Миня гниения тела замечено не было. Монахи покрыли тело настоятеля серебряной краской, чтобы защитить его от насекомых, и оставили сидеть на небольшом возвышении в нише часовни. После обретения Вьетнамом независимости мумию настоятеля Миня подвергли рентгеновскому исследованию. Врачи увидели на экране контуры скелета и убедились, что перед ними действительно не статуя, а человеческое тело! Исследования показали: тело Миня не забальзамировано, внутренние органы и мозг остались нетронутыми. Тело сохранилось в условиях тропического Вьетнама, где влажность достигает ста процентов. При этом останки Миня не увлажнялись, а усыхали. Во время исследования в госпитале мумия весила всего 7 килограммов. А в одной из буддистских школ Японии существует даже способ «прижизненной мумификации». В IX веке монах Кукай основал эзотерическую школу Сингон. Одной из идей основателя школы была идея «Сокусин Дзёбуцу» — «стать буддой в собственном теле». Претворение этой идеи в жизнь (или в смерть?) требовало сложной подготовки. Вставший на этот путь подвижник после молений и медитаций приступал к финальному этапу своей жизни, который длился не менее тысячи дней. Условиями этого этапа были неподвижность, отрешенность, созерцание, особый режим дыхания. Диета представляла собой все уменьшающиеся порции еды, исключающие все питательные компоненты, такие, как крахмалистые вещества. Организм праведника переходил на потребление собственных тканей, и к концу фазы от человека оставались лишь кожа да кости. Труп помещался в сухие условия, чтобы ускорить высыхание оставшихся мягких тканей (никакой дополнительной обработке тело не подвергалось). Впрочем, не всем удавалось превратиться в нетленную мумию — многие умирали задолго до назначенного срока, и тело начинало разлагаться. Практика прижизненного мумифицирования получила распространение у адептов учения «сюгэндо» — «горного отшельничества». Мумии выставлялись в храмах, им поклонялись как воплощениям будд. Из наиболее известных личностей пытался самомумифицироваться монах Энку — скульптор, вырезавший из дерева более 5000 статуй будд, но потерпел неудачу. То, чего не может быть, существуетДля экспертов главным критерием допустимости тех или иных действий было отношение к Итигелову как к живому человеку, находящемуся в особом состоянии сознания и телесности. Никому пока не известен ни механизм этого состояния, ни то, что может нарушить его. Поэтому руководители Буддистской традиционной сангхи России исключают воздействие каких бы то ни было излучений или физических полей и не разрешают проводить аппаратные медицинские исследования. В распоряжение судмедэкспертов были предоставлены только образцы упавших волос, кожных покровов и ногтей. Лабораторные исследования показали, что по органике они соответствуют норме живого человека. А те незначительные изменения, которые произошли в неорганических соединениях тканей тела Итигелова, не соответствуют изменениям, которые происходят в мертвом теле. Все идет как раз наоборот: то, что ожидается, не происходит. А происходит то, что нельзя объяснить: результаты исследования показали, что изменения на органическом, белковом уровне, происходящие в теле Итигелова, не отличаются от процессов, происходящих в теле живого человека! Когда наука бессильнаВ сентябре 2004 г. исполнилось два года, как тело ламы находится вне захоронения, на открытом воздухе. Однако оно продолжает оставаться сохранным. Хотя наблюдающие за ним монахи отмечают некоторые изменения состояний — спонтанные выделения влаги и солей. Наблюдается и некоторая потеря эластичности кожных покровов. Как бы то ни было, тело остается в этом удивительном состоянии, и пока можно только сказать, что в нем происходит какой-то процесс, объяснить который современная наука не в состоянии. Нигде в мире, в том числе в буддистском мире, нет ни одного достоверного зарегистрированного факта подобного состояния. Есть только легенды. В некоторых храмах Тибета и Юго-Восточной Азии можно видеть высохшие тела подвижников. Однако даже среди очень продвинутых буддистских практиков достижение нетленнего тела — редчайший случай, считают представители Буддистской традиционной сангхи России. Только великие учителя, уходя из жизни, могут войти в состояние медитации и очистить свое тело так, что после смерти оно сохраняется. Это происходит потому, что процесс смерти — угасания жизненных функций тела — находится под сознательным контролем. Можно только предположить, что хамбо-лама Даша-Доржо Итигелов был практиком высочайшего уровня. Послание без слов«Сейчас мы практически свободны в своих гипотезах», — считает Галина Ершова. Кто-то может говорить о состоянии парабиоза, кто-то — о летаргии. Известно, что Итигелов ушел в иной мир, находясь в состоянии медитации. Он призвал монахов читать по себе отходную молитву, однако очевидно, что расценивал это не как смерть, а как переход в какое-то другое состояние. Но наука не может его описать. Поразительно и другое: уходя, Итигелов завещал вскрыть саркофаг через 30 лет. Он знал наверняка, что когда его через несколько десятков лет извлекут из могилы, он будет таким, какой есть сейчас. И знал это абсолютно наверняка, не имея никакой опытной базы, экспериментальных установок — всего того, что мы гордо называем «наукой» и чем гордимся... «Он оставил нам некое послание, — считает хамбо-лама Аюшеев, глава Буддистской традиционной сангхи России. — Он оставил послание, не сказав при этом ни слова». И это действительно так. Это действительно некое послание, а в чем оно состоит — это сейчас и пытаются разгадать верующие и ученые. Ясно только одно: хамбо-лама Итигелов знал, что его послание дойдет до потомков... ИЗ ДОСЬЕХII ПАНДИДО ХАМБО-ЛАМА ДАША-ДОРЖО ИТИГЕЛОВ: «МЕНЯ ОНИ НЕ УСПЕЮТ ВЗЯТЬ...» С 1911 по 1927 год Даша-Доржо Итигелов был главой буддистов Восточной Сибири (хамбо-ламой). Он родился в 1852 году. Рано оставшись сиротой, воспитывался в зажиточной семье Надмита Батуева. В 16 лет отправился на учебу в Анинский дацан, который в те годы был известен высоким уровнем подготовки лам. Там он провел около 20 лет, изучая санскрит, тибетский язык, логику, философию. В дальнейшем Итигелов совершенствовал свои знания в Цогольском и Агинском дацанах. Он получил известность как философ и врач. Итигелов хорошо знал физиологию человека и даже составил справочник по фармакологии. Всю свою жизнь он провел в Бурятии и лишь один раз выезжал за пределы Сибири — когда в начале февраля 1913 года присутствовал на праздновании 300-летия дома Романовых и открывал в Петербурге буддистский храм. В 1911 году Даша-Доржо Итигелов был избран ХII Пандидо хамбо-ламой «ламаистского духовенства Восточной Сибири». В годы Первой мировой войны он активно участвовал в благотворительных акциях, организовывал госпитали и получил несколько наград. В 1926 году Итигелов посоветовал всем буддистским монахам немедленно покинуть Россию, предсказав репрессии коммунистической власти в отношении буддистских священнослужителей и разрушение дацанов в Бурятии. Отвечая ученикам, озабоченным его собственной судьбой, Итигелов сказал: «Меня они не успеют взять». В 1927 году лама ушел в мир иной. Обстоятельства его смерти и погребения очень не традиционны для буддизма и бурят. Окруженный учениками, Даша-Доржо Итигелов сел в позу лотоса и попросил их читать для него молитву — благопожелание для умершего. Но ученики не осмелились произнести ее в присутствии живого учителя. Тогда лама сам начал читать ее, постепенно молитву подхватили окружающие. Читая это благопожелание и находясь в состоянии медитации, лама ушел из жизни. Перед этим он завещал своим ученикам: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет». В позе лотоса, в которой хамбо-лама находился во время медитации, тело поместили в кедровый саркофаг и похоронили в местности Хухэ-Зурхэн, в бумхане — мавзолее, где традиционно хоронят лам, на уровне полутора метров под землей. Завещание «посмотреть на тело спустя 30 лет» абсолютно необычно для погребальных обычаев бурят. Посещение кладбищ — для них вещь неприятная и тяжелая. А сама мысль о том, чтобы достать из земли мертвого человека, вообще противоречит традиционным представлениям. Тем не менее в 1955 году группа лам во главе с хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым, выполняя волю Итигелова, решилась на этот невероятный шаг и втайне от властей вскрыла захоронение. Убедившись, что тело Итигелова не тронуто, его опять спрятали. В 1973 году эта операция проводилась вторично. В третий раз — в 2002 году — тело было извлечено из захоронения и перевезено в главный храм Иволгинского дацана близ Улан-Удэ. | |
В начало | Предыдущая | Следующая | Список статей | На главную |