Главная | Список статей | |
Вернувшиеся из смертиЕсть ли Бог, душа и загробная жизнь — вот три главных вопроса, о которых идут бесконечные споры на протяжении многих веков. В наше время ответы на эти вопросы дала... клиническая смерть. Уже в глубокой древности безымянные авторы «Книги мертвых» знали, что смерть — вовсе не мгновенный акт, а постепенный процесс, который растягивается на некоторое время. Причем им было известно в деталях, как он протекает! Между тем, в наши дни это удалось узнать лишь после того, как медики научились возвращать к жизни людей, перенесших клиническую смерть. Значит, этот феномен — вовсе не новейшее достижение современной науки, а только основательно забытое старое знание. Показательно также и то, что в древнем Египте и в древней Индии были школы мистерий, в которых посвященные осваивали приемы умирания, рассматривая его не как исчезновение человека, а как переход в иное качество. Позже это знание стало известно в Европе: в тайну мистерий были посвящены Сократ, Платон, Плутарх, Еврипид, Аристотель. Они разделяли их сакральный смысл: смерть — это не конец бытия, а пробуждение, поскольку, покинув тело, душа обретает способность свободно мыслить и чувствовать. Значительно позднее в то, что существование человека не кончается с его смертью, верили многие из тех, кого мы называем гениями. Например, Гёте писал: «При мысли о смерти я совершенно спокоен, потому что убежден: наш дух есть существо, природа которого остается неразрушимой и который будет существовать вечно». А вот высказывание Льва Николаевича Толстого о бессмертии души: «Мы знаем, что жизнь наша не в переменах тела, а в том, что живет в этом теле. А живет в этом теле душа. А душе нет ни начала, ни конца». Причем, считая душу бессмертной и, следовательно, признавая существование Бога или Всевышнего, гении, в отличие от древних, не знали о феномене клинической смерти, подтверждающем это. А вот шведский ученый начала ХVIII века Эмануэль Сведенборг, опубликовавший более 150 научных работ по анатомии, физиологии и психологии, сам пережил клиническую смерть. Описав свои ощущения, он сделал такой вывод: «Человек не умирает, он просто освобождается от физического тела, которое ему было нужно, когда он был в этом мире. Умирая, человек лишь переходит из одного состояния в другое... Особенно ясно я запомнил ощущение выхода сознания, то есть моего духа, из тела». Однако западные ученые посчитали свидетельство Сведенборга, а также древние египетские и тибетские тексты, плодом фантазии людей, не желавших примириться с неумолимой реальностью, то есть невозможностью существования человека или его сознания вне земной жизни. Для материалистов вопросы о Боге, душе и загробном мире считались решенными отрицательно раз и навсегда. Но жизнь не стоит на месте. Эти вечные вопросы вновь возникли, когда медики стали в большом количестве оживлять людей после клинической смерти. Однако оставалось тайной, что происходит с человеком во время краткого пребывания «на том свете». Проникнуть в нее попытался американский ученый Раймонд Моуди. В середине 80-х годов вышла его книга «Жизнь после смерти», в которой он собрал свидетельства людей, переживших клиническую смерть. Моуди выделяет примерно пятнадцать характерных деталей, которые встречаются в подавляющем большинстве их сообщений. Наиболее значимые для доказательства реальности существования Бога, души и загробной жизни выглядят так. Человек умирает в тот момент, когда его физические страдания достигают предела. При этом он слышит, как врачи признают его мертвым, и еще слышит неприятный шум, громкий звон или жужжание, которые как бы возвещают, что человек перешагнул какую-то границу и перешел в другой мир. Потом он внезапно обнаруживает себя вне своего физического тела, но еще где-то рядом с ним. Он видит свое тело на расстоянии; как посторонний зритель, наблюдает за попытками врачей вернуть его к жизни и испытывает эмоциональный шок, потому что понимает мысли других людей, видит и слышит их, но они не могут ни видеть, ни слышать его новое «я». Хотя оно остается невидимым для обычных людей, по мнению тех, кто пережил физическую смерть, у обретенного ими нового «обличья» есть форма или очертания, иногда округлые, но тем не менее имеющие «верх» и «низ». Затем умерший человек чувствует, что движется с очень большой скоростью сквозь длинный темный туннель, и постепенно привыкает к своему новому состоянию. Такое перемещение неизменно заканчивается встречей с очень ярким светом. Причем никто из пациентов не сомневался в том, что это было светящееся существо, а не просто ослепительное пятно. Более того, оно было наделено свойствами личности, от которой к умирающим исходили любовь и тепло. В то время как приведенное выше описание загадочного субъекта было постоянно, его идентификация разными людьми оказалась различна. Верующие считали, что это не что иное, как Христос. Те же, кто был далек от религии, просто говорили о «светящемся существе», с которым они чувствовали себя удивительно хорошо — в безопасности и окруженными любовью. Впрочем, в восприятии этого существа и у тех, и у других есть нечто общее. А именно, что оно определяет их дальнейшее пребывание в ином мире. Вот одно из свидетельств на сей счет, которое приводит Моуди: «Я знал, что умираю и уже ничего не могу сделать, потому что никто не может меня услышать... Я находился вне моего тела, в этом не было никакого сомнения, поскольку я мог видеть его здесь, на операционном столе. Значит, моя душа вышла из него! Вначале все это было очень тяжело, но потом я увидел очень яркий свет. Просто множество света, ничего, кроме ярчайшего сверкающего света, и все же в нем была заключена особая индивидуальность. Тепло от него передавалось мне, я чувствовал душевную теплоту. Сначала я не понимал, что происходит. Но потом он спросил меня, как бы задал мне вопрос, готов ли я умереть? Было так, будто говоришь с кем-то, но не видишь, с кем. Свет говорил со мной, этот голос принадлежал именно ему. Он понимал, что я не готов умереть. Для меня это была своего рода проверка, решавшая мою судьбу». Несмотря на то, что Моуди привел десятки таких свидетельств, собирать которые помогали реаниматоры, психиатры, биологи, в ученом мире нашлось немало скептиков, утверждающих, что посмертные видения, в частности ощущение движения по тоннелю к свету, — это просто галлюцинации. Они рождаются в мозгу из-за гипоксии, то есть кислородного голодания, а сам мозг продолжает функционировать в течение еще шести-восьми минут после остановки сердца. Тем не менее вслед за Моуди этим феноменом стали интересоваться многие реаниматологи. К настоящему времени собраны и задокументированы тысячи сообщений о так называемом внетелесном опыте, который испытали люди разных возрастов, профессий, национальностей, вероисповеданий до того, как усилиями врачей были возвращены «с того света». Главный специалист Института общей реаниматологии РАМН Галина Владимировна Алексеева начала записывать «посмертные» воспоминания еще в 1974 году, когда о Моуди и его исследованиях еще никто не знал. Причем она не только подробно расспрашивала «возвращенцев», тщательно проверяя и анализируя их рассказы, но и обращала особое внимание на то, чтобы опрашиваемые были психически здоровы и уравновешенны. За время работы в Боткинской больнице доктор Алексеева, отвоевавшая у «костлявой» тысячи людей, обратила внимание на поразительное сходство в их рассказах. Помимо туннеля и яркого света большинство «воскрешенных» говорили об одних и тех же ощущениях в первые мгновения после смерти: человек как бы раздваивается, выходя из своего тела и наблюдая со стороны за происходящим. Затем появляется некое таинственное существо, которое и решает судьбу умершего. — Я помню свою первую больную, поведавшую мне историю своего возвращения «с того света». У нее была остановка сердца, но врачи спасли ее, — рассказывает Галина Владимировна. — Когда эта женщина поправилась, я неожиданно для себя спросила, помнит ли она что-нибудь о своих ощущениях. По ее словам, не чувствуя своего тела, она медленно поднималась по туннелю к свету, когда услышала голос, который напомнил ей об обязанностях перед родственниками и сказал, что она должна вернуться, чтобы исполнить свой долг перед ними. Я веду протоколы и записи опыта людей, переживших клиническую смерть, уже 26 лет. Почти все упоминают о голосе — ровном, приятном, чаще мужском, который говорит, что им еще рано покидать землю, что они должны вернуться, потому что нужны близким. Причем почти каждый из них рассказывает о появлении светящейся фигуры. Иногда она стояла рядом, иногда была поодаль и как бы выжидала, но всегда была окутана светом... Я спрашивала: это был человек? Но больные настаивали на слове «фигура». Доктор Алексеева пришла к важному выводу, который подтверждают и другие реаниматологи. Встреча с этим загадочным существом во время пребывания «на том свете» кардинально изменяет психику и соответственно поведение «оживленных покойников»: — Как объективный свидетель могу сказать, что большая часть больных, перенесших клиническую смерть, начинают по-другому относиться к жизни. Они воспринимают ее как бесценный дар. У них появляется трепетное отношение к другим людям и вообще ко всему, что их окружает, — к животным, цветам, деревьям. В то же время опыт переживания смерти лишает их страха перед ней: они уже не сомневаются, что со смертью тела жизнь не прекращается. На основании своего многолетнего опыта возвращения людей к жизни после смерти доктор Алексеева пришла к такому выводу: — Я знаю, что мы не случайно приходим в этот мир и не навсегда из него уходим. После смерти остается самое важное — душа человека. Или его овеществленные мысли, или эманации — неважно, как это назвать. Вполне возможно, души умерших собираются в иных мирах, например, в ноосфере, о которой говорил Вернадский, в некоем чистилище, где они совершенствуются, чтобы обновленными вернуться на землю и воплотиться в других телах. Мне кажется, это видно даже по тому, что каждое новое поколение — более развитое и совершенное, чем предыдущее. Если сравнить сведения о клинической смерти, собранные Моуди, с тем, что выяснила относительно этого феномена доктор Алексеева, то налицо полное совпадение. Значит, эти факты достоверны. Отсюда следует, что коль скоро сознание после смерти продолжает функционировать, есть какая-то субстанция, в которую оно «вселилось». А именно — душа, пребывающая в другом измерении, то есть в загробном мире. Светящаяся же фигура — это то высшее существо, которое называют Богом. И последнее. Есть еще один интересный феномен, связанный с клинической смертью. Еще в 1923 году известный философ, богослов и ученый-электротехник Павел Флоренский прокомментировал предсмертные записки священника Алексея Мечева, в которых были приведены некоторые наблюдения, характерные для клинической смерти. Рассуждая о разнице между «смертью» и «успением», Флоренский писал, что перед самой смертью многие люди начинают жить с иными способностями, нежели обычно. Выдающийся мыслитель не конкретизировал, о каких способностях идет речь. Лишь в наши дни стало ясно, что он имел в виду. Согласно исследованиям Фонда парапсихологии имени Л.Л.Васильева, у многих людей, перенесших клиническую смерть, появляются экстрасенсорные способности. Об этом говорит и доктор Алексеева: — Мне вспоминается 16-летняя девушка, которую мы с огромным трудом вывели из коматозного состояния. Она как-то сразу необыкновенно похорошела, засветилась изнутри. При общении с ней возникало впечатление, будто она знает что-то такое, что нам недоступно. Однажды она сказала поразившую меня, опытного врача, фразу: «Я могу видеть, что у вас внутри. Мне даже не нужно для этого водить руками, как это делают экстрасенсы. Я просто вижу». Девочка была с абсолютно нормальной психикой, просто она приобрела сенситивные способности после клинической смерти. Специалисты по энергоинформационным феноменам объясняют это изменениями, происходящими в нейронах головного мозга при его кратковременном кислородном голодании в момент клинической смерти. Их клетки не успевают разрушиться, а только «зачищаются» подобно тому, как бывает с «подгоревшими» контактами. В результате нейроны начинают принимать значительно больше электромагнитных информационных сигналов, поступающих извне в наш мозг. Подтвердить или опровергнуть эту гипотезу мог бы эксперимент с искусственной клинической смертью. Но проводить его на человеке слишком опасно. И тогда исследователи из Московского НИИ общей реаниматологии РАМН поставили опыт на крысах. Оказалось, что в результате клинической смерти их условнорефлекторная деятельность достоверно изменилась. В частности, после реанимации рефлекс на питьевую мотивацию стал вырабатываться у них намного быстрее, чем у крыс из контрольной группы. Поиску кормушки в сложном лабиринте за 10-15 минут к восьмому сеансу обучалась половина крыс, «поумневших» после клинической смерти, и только 12,5 особей в контрольной группе. Результаты этих исследований дают основания предположить, что с помощью кратковременного кислородного голодания мозга можно превратить в экстрасенса любого человека. Проблема лишь в том, как это сделать, не прибегая к искусственной клинической смерти. | |
В начало | Предыдущая | Следующая | Список статей | На главную |